НА КРЫЛЬЯХ МУЗЫКИ ПРЕКРАСНОЙ

24 АПРЕЛЯ КОЛЛЕКТИВУ ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ СТУДИИ «ПОЛЁТ» ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ   

По воскресеньям в фойе Дворца культуры доноситься тающий, полётный, чистый звук детского хора… замирает, волнуется сердце. « Никто не знает, что мой дом летает…» Конечно, «Полёт»- это дом, песенный, добрый и очень влиятельный, зачастую навсегда определяющий стиль жизни и характеры своих воспитанников. С хором « Полёт» за 30 лет его существования пересеклись и слились судьбы многих жуковчан - наверное каждого третьего…

Искать ли архивариуса? О « Полёте» известно всё и вся. Первая историческая веха: студия в своё десятилетие получила высокое звание Образцового коллектива. В 15 лет « Полёт» становиться лауреатом премии ленинского Комсомола. Почётный знак и лауреатский диплом в ЦК ВЛКСМ им вручали актриса Элина  Быстрицкая и мэтр российского хороведения, учитель Татьяны Евгеньевны Селищевой – Владислав Геннадьевич Соколов.

Число произведений, исполняемых «Полётом», огромно, словно они замыслили перепеть всю хоровую классику. Появление в репертуаре современной, трудно исполняемой музыки связано с именем композитора Мераба Парцхаладзе, творящего шедевры в области хоровой музыки и по сей день сотрудничающего с «Полётом». Говорят. Что просторный зал ДК ЦАГИ не вместил бы всех композиторов, когда-либо передававших талантливым детям право первого исполнения своих сочинений.

В студии более 500 детей от 5 до 16 лет и 20 педагогов. Все возрасты объединила любовь к музыке! Музыка и пение выражают величайшую полноту бытия. Увлекательные уроки, репетиции, концерты, летние хоровые лагеря – всё это воспитывает в детях утончённую духовную культуру, светлое мироощущение, отличные деловые качества и умение дружить. Мудрые «мамочки»  (родительский комитет) неустанно творят добрый быт и лад «Полёта».

В хоровой студии – двенадцатилетний срок обучения, как в лицее. Понятие о наилучшем исполнении у «зёрнышек» и «капелек» формируется в самом нежном возрасте. Мастерство у них как бы на слуху, поэтому сложные хоровые партии, которые когда-то давались хористам огромными усилиями, новыми поколениями выучиваются наизусть за 6-7 уроков. Но не только певческое искусство приносит славу студии. Традиционно сильны фортепианные классы. Можно было бы сравнить студию « Полёт» с другими хоровыми гигантами, но, во- первых, они всегда были наперечёт в Союзе. Во-вторых,  с потерей межреспубликанских контактов уникальность этого творческого коллектива такова, что можно утверждать с полным основанием – г. Жуковский располагает раритетом, богатством всероссийского достояния. И долг, мудрость наших городских правителей состоит в том, чтобы всячески сохранять этот большой и прекрасный «заповедник поющего детств

ЧЕЙ ОН – ЗАПОВЕДНИК ПОЮЩЕГО ДЕТСТВА?

Хор - великий вокальный инструмент, чудесным образом возникающий только в звуке. Не каждый хороший музыкант может «взять его». Этот инструмент сам влюблённо заявляет о своей принадлежности: « хор Татьяны Селищевой». По воскресеньям в классе № 15 поют более 120 «старшеньких» - огромное звучащее «каре» по периметру комнаты. Сводная репетиция. Урок хорового пения. Невероятный. Непомерный для обычного учителя труд!

Интерес к личности Татьяны Евгеньевны Селищевой художественного руководителя, главного дирижёра студии «Полёт» огромен, но наша беседа призвана не столько удовлетворить всеобщее любопытство, сколько дать несколько штрихов к портрету необыкновенной женщины, которую отец Борис Ничипоров, священник из г. Конаково, назвал «апостолом в миру», апостолом божественной музыки.

-        -               Ваша жизнь проходит на виду, « при свете юпитеров», однако о Татьяне Селищевой говорят, как о загадочном и непредсказуемом человеке. Ваши воспитанники – очарованные души, принимают бескомпромиссный устав хора – не опаздывать, не пропускать занятия, не робеть, они любят счастливую и … непредсказуемую атмосферу студии. Существует ли секрет в Вашей работе с детьми?

=        -               Знаете, однажды Максима Горького спросили: « Как надо писать книги для детей?» Он ответил: « Так же, как для взрослых – только лучше». Что-то похожее ощущаю и я. С детьми надо работать, как со взрослыми, только лучше.

-              Ваше музыкальное детство было счастливым?

-              Да. Моим первым инструментом была скрипка, сначала зазвучавшая в Ясной Поляне, где стараниями моей мамы открылась музыкальная школа. В Ясной Поляне оседала ссыльная интеллигенция, и уроки у нас в «нормальной» средней школе вела профессор Московской консерватории. Она и заронила любовь к пению, отметила мою музыкальность. Но в Тульское музыкальное училище на факультет хорового дирижирования меня не приняли - как профессионально непригодную.

-               ???

-               Оказалось, нужно было давать взятку. В Ялтинское музыкальное училище я экзаменовалась на пятёрки  и закончила его по классу скрипки. Затем Московская консерватория по классу хорового дирижирования, откуда ушла с 3-его курса, последовав за своим педагогом в МГПИ им. Ленина на факультет музыки и пения.

-               Один неюбилейный вопрос. Случались ли просчёты, неудачи?

-               Да, лет восемь назад студия едва не погибла. Мы вдруг начали делить власть. Наученные горьким опытом, сейчас привлекаем в «Полёт» молодых, не теряя опытных преподавателей. Возрастной диапазон педагогического коллектива – от 20 до 54 лет.

-               Татьяна Евгеньевна, в кулуарах говорят, что сейчас Вы хотели бы воплотить идею муниципального хорового лицея. Это верно?

-               По учебным планам, документам и подготовленности выпускников ко 2-3 курсу музыкального училища – мы, несомненно, лицей. При благоприятных обстоятельствах студия « Полёт», по примеру себе подобным, приняла бы статус хорового лицея. Общеобразовательных дисциплин в нём не будет, но расширится музыкально- теоретический цикл – за счёт введения предметов истории мировоё культуры, истории музыки и гармонии.

                    Финансовое положение сейчас таково, что если студия не перейдёт в статус муниципальной хоровой школы или хотя бы концертный хор не станет муниципальным, нам не сохранить коллектив. Город нас не берёт. Надо отдать должное ДК ЦАГИ. Дирекцию поругивает за допуск разных коммерческих структур на «территорию культуры», но ведь у нас худо-бедно 10,5 штатных педагогических ставок, оплачиваемых ДК. Если бы их не было, месячная стоимость обучения составила бы порядка 30 тыс. руб., а пока –5 тыс. руб. с фортепианным классом. «Дешевизна» сохраняется, чтобы учиться в студии могли все способные дети, независимо от материального достатка. Самоокупаемость для нас неприемлема.

-               «Полёт» - единственный в стране коллектив, прошедший отборочный тур на традиционный европейский хоровой конкурс, который состоится в г. Дебрецене (Венгрия). Несколько слов об этих событиях.

-               Очень нервничаю. Нет денег на дорогу, и город нам не гарантирует отъезд. А готовиться к конкурсу и не поехать – это было бы просто страшно. Вступительный конкурсный взнос-500 дойч-марок отправила в Дебрецен мэрия и 5 млн. на питание ребятам выделила « Народная компания». Конкурс пройдёт 1-10 июля. Его жёсткие рамки напоминают «школу» в фигурном катании – это чистая хоровая техника. В программе должны быть сочинения для хора a capella (без сопровождения) и только современные – написанные не ранее 1945 года. Допускаются лишь « отроческие» хоры, где поют дети не старше 14 лет. В «Полёте» многочисленная, сильная старшая группа, и в Венгрии мне будет тоскливо без этих ребят. Однако наши «младшенькие» понимают на что идут и очень стараются. Победить мы не надеемся, но нас, как участников самого престижного конкурса, уже будут знать в Европе. Конкурсную программу слушает не только международное жюри, но и менеджеры, ищущие интересные коллективы с перспективой гастролей, где с финансированием уже будет полегче.

-              Я знаю, что многие ваши воспитанники, закончив обучение, не забросили пение. Вокруг студии «Полёт» вращаются спутники – недавно в г. Жуковском образовались ещё два хора.

-              Хор выпускников «Полёта» возникал периодически, раз в пять лет – к юбилеям студии. О нём мечтали как о величине постоянной, и  вот 6 марта прошёл первый концерт, после которого хор выпускников получил приглашение в Грецию на международный конкурс молодёжных хоров.

                    В школе – лицее №1 мы набрали в хор мальчиков-шестилеток, и на       юбилейном концерте 23 апреля в ДК ЦАГИ все могли услышать пение «капелланов».

-              На заре своей концертной жизни хор исполнял «пионерский» песенный репертуар. Чем объясняется появление полотен духовной музыки в репертуаре «Полёта»?

-              Уровнем зрелости хора. В Московской области мы первыми начали петь духовную музыку, и я боялась, что мне запретят делать это. Разрешения-то не было. Начали мы действительно- с огромного полотна- Литургии Иоанна Златоустого – это классика русской духовной музыки. Моим детям повезло, их приглашают петь в храмах, а далеко не всем хорам открывается доступ в церковь. Удивительно, что в  храме дети поют - душой, а в концертном зале – больше головой.  Вообще духовную музыку ни в коем случае нельзя безоглядно петь на концертах.

                Я не уверена, что в быту веду себя правильно по отношению к Богу. Но в душе я не атеистка.

-              От людей, понимающих в «церковном» пении, приходилось слышать, что иногда хоры голосят, а не поют. Почему так происходит?

-              Я боюсь вокалистов в студии. Уроки вокала практикуют в некоторых детских хорах. Но когда вмешиваются вокалисты, хор начинает звучать пёстро. Сопрано  «грузятся», становятся тяжёлыми, взрослыми… Вообще-то вмешиваться в детский голос до 16 лет – значит заведомо испортить этот драгоценный материал. В природе очень мало высокого – колоратурного, лирического сопрано. А великолепная полётность дискантовых голосов тем и хороша, что слышно  это поёт детский хор!

         Татьяна Евгеньевна Селищева, несомненно, всесильный апостол – на сцене, когда её руки касаются вечных мелодий, и в глазах детей-хористов отражаются улыбка и властный, светлый её облик – как вдохновенный облик самой музыки. А потом, после триумфа, снова – повседневные, бесконечные хлопоты «хозяйственника», когда она вынуждена у кого-то просить финансовой помощи, кому-то объяснять очевидное – что концертному хору не выжить на самоокупаемости, что студия «Полёт» должна стать муниципальным хоровым лицеем…

         Многих, очень многих привела она в прекрасный мир музыки.

                                                                                                 Вероника Аркадьева

    

 УЧИ, МЕНЯ, СОЛОВУШКА. ИСКУССТВУ ТВОЕМУ

 

        О хоре «Полёт», о собственной судьбе, определившейся под его влиянием, рассказывают педагог, выпускники студии, её ученик и гость юбилейного праздника.

Ирина Сергеевна Оноприенко, первый завуч студии, преподаватель сольфеджио, педагогический стаж в «Полёте» - 28 лет.

-         Для меня всё начиналось так: я была влюблена в дворцовое здание с колоннами, где открылись сначала фортепианные классы, и мечтала работать только здесь. Мы пришли в ДК одновременно с Татьяной Евгеньевной, здесь уже преподавала фортепиано Татьяна Сергеевна Романова. Вместе поднимали хоровую студию. Вот уже два года я не преподаю здесь, но, побывав на юбилейном празднике 23 апреля, услышав концертный хор, в котором большая половина детей – мои ученики, с удовлетворением отмечаю, что в студии ничего не изменилось. И это так прекрасно! В наше непростое время всё меняется, а здесь – традиционно хорошо! И, думается, до тех пор, пока Татьяна Евгеньевна возглавляет хор, с этим коллективом ничего плохого не приключится. Он всегда будет отлично петь и двигаться вперёд. Хочется поздравить полётовцев с юбилеем и пожелать, чтобы нелёгкий труд всегда приносил радость очень хорошим людям.

Дмитрий Курносов, жуковчанин, выпускник студии 1984 года.

-         Ещё пять лет после выпуска продолжалась моя связь с коллективом «Полёта». Благодарен Татьяне Евгеньевне Селищевой за то, что в своё время она сумела из спорта – я занимался фигурным катанием – привлечь меня к музыке. В дальнейшем пение стало моей профессией, и я о том нисколько не жалею. Так случилось, что только через шесть лет после окончании студии я поступил в музыкальное училище им. Гнесиных на факультет эстрадного пения. Работаю в небольшом профессиональном вокально-джазовом коллективе, ориентированным на джаз-рок. Последняя наша работа – бек-вокал в программе «Я - не Рафаэль» с Филиппом Киркоровым, мы открывали его концерты, пели Хампердинка, Тома Джонса, словом, западную классику. Часто вспоминаю студию, потрясающего педагога по сольфеджио Ирину Сергеевну Оноприенко, и до сих пор в училище (я студент 4 курса) буквально щёлкаю сложные задания.

Илья Мякишев, выпускник студии, аспирант Московской консерватории, дирижёр хора музыкально-педагогического факультета училища № 7  (г. Москва), руководитель оперно-хоровой студии в высшем музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, корреспондент столичной газеты «Музыкальное обозрение».

-         Я считаю, что таких замечательных мест, как студия «Полёт» - добрых и мудрых по отношению к детям, очень мало на земле. В шесть лет меня привели сюда девчонки- одноклассницы… Это очень хорошее место. Было много всего. Концерты, фестивали… Будучи «невыездным», хор вдоль и поперёк исколесил всю страну, включая Кавказ и Прибалтику. Мой поклон всем, кто учил меня, кто создавал наэлектризованную музыкой, влекущую атмосферу студии.

Игорь Лылов, 10 лет ученик студии «Полёт».

-         В студии  занимаюсь полжизни - с пяти лет. На концерте в Союзе композиторов я играл мой романс на сонет Шекспира « Ты - музыка, но звуком музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской».

Мне очень нравится хор, когда пою сам и поют другие. Иногда даже на улице у меня получается петь.

-         А на занятиях в хоре «Солнышко» ты за роялем иногда заменяешь концертмейстера?

-         Да.

-         У тебя появляется желание написать оперу?

-         На уроках фортепиано мы уже сочинили оперу « Федорино горе». Все ребята писали номера, играли роли. Представьте себе. Я был Медным тазом и пел его арию!

-         Я помню, четыре года назад, тоже на концерте в Союзе композиторов ты высказался против диссонансов (резких созвучий) в музыке одного композитора. Он, по-моему, чуть-чуть огорчился и пообещал тебе пьесу из одних «благозвучий». Изменилось ли с тех пор твоё отношение к диссонансам?

-         Диссонансов терпеть не могу!

-         А у тебя получалось сочинять музыку из одних консонансов - приятных на слух созвучий?

-         Да. Но когда я сочинял эпизод в опере про мяукающих котов, получились некоторые диссонансы.

-         А может быть без диссонансов в жизни всё-таки нельзя?

-         Я думаю, что в некоторых случаях они будут даже более уместны, чем консонансы. В моей жизни бывают диссонансы, связанные с накладкой музыки на шахматы. Я занимаюсь в «Двойном шахе», а живу в совершенно противоположенном районе. В жизни хочу пройти путь шахматиста. Может быть, я буду как Марк Тайманов, которого в шутку называют лучшим шахматистом среди музыкантов. А иногда наоборот – лучшим музыкантом среди шахматистов.

Отец Борис Ничипоров, духовный наставник православной Школы хорового искусства в г. Конаково, преподаватель МГУ, автор книги «Введение в христианскую психологию». ( Примечание. Хоровая школа в Конаково создана силами трёх семей священнослужителей – выпускников института им. Гнесиных и Киевской консерватории).

-         Трёхлетняя добрая традиция связывает нас, это традиция музыкальных Дней города Конаково в г. Жуковском 16-17 декабря. Мы дружим с хором Татьяны Евгеньевны Селищевой и ждём друг от друга любви, открытости и совместной работы. Мы учимся у вас. Вы прославляете русскую духовную культуру и, благодаря хору, православные песнопения возвращаются туда, откуда пришли – в храм, как драгоценные музейный иконы возвращаются церкви.

Отец Борис Ничипоров передал в дар Жуковскому хору Иверскую икону Божьей Матери.

             С участниками юбилейного концерта беседовала Катя Маслова

        «Жуковские вести», №23, 14 мая 1994 года

Hosted by uCoz