В 1964 г. на базе музыкального кружка
Дворца культуры ЦАГИ Татьяна Селищева создала музыкально-хоровую студию
"Полет", преобразованную в муниципальную хоровую школу в 1994 г. До 2001 г.
Татьяна Евгеньевна являлась художественным руководителем, главным дирижером и
директором одного из лучших детских хоров в России.
Программу «Татьянин день» вела художественный руководитель и дирижер ШХИ
"Полет" Наталия Филатова - первая выпускница Т.Е.Селищевой. После
вступительного слова 7-минутный документальный фильм, который заканчивался
словами самой Татьяны Евгеньевны - добрым пожеланием хору. В ее голосе звучали
знакомые оптимистические ноты, но многие в зале плакали от ностальгии. Почему
мы не рождаемся сразу взрослыми? Может быть, потому, что каждому человеку
нужно пройти через свойственное только детям возвышенное состояние и сохранить
в душе этот свет, музыку детства, которая у поколений жуковчан связана с
хоровой студией "Полет"...
Однажды мы ехали на какой-то московский концерт "Полета" и разговаривали с
Татьяной Евгеньевной о том, что концертный хор - ни что иное, как школа для
особо одаренных детей. Так оно и было. В Жуковском таких детей немало, но в
студию годами ездили и заканчивали ее даже москвичи. Дети безошибочно
чувствовали в Татьяне Евгеньевне большого музыканта. Ее волевая педагогика
была нацелена концертный результат, на идеальный, совершенный музыкальный
образ. И она к нему стремилась придти «всем хором». Когда они пели "Плачут
свечи" (музыка М.Парцхаладзе), звуковая живопись потрясала, возникал зримый
образ, слушатели "видели" меняющуюся окраску пламени.
Селищева владела высшим проявлением ритма - временем в музыке. На эту свободу
имеют право только очень организованные люди. Художественный результат
подтверждался победами на международных хоровых конкурсах, в том числе на
таких сложных, как конкурс имени Бэлы Бартока в Венгрии, где "Полет" три раза
становился лауреатом.
Как она этого достигала? "Она умела заставить и попросить одновременно, -
говорит выпускник "Полета" Дмитрий Громов. - Ее внутренняя сила проявлялась в
экстремальных обстоятельствах. Например, на конкурсе имени Бэлы Бартока мы за
два дня разучили обязательное произведение на венгерском языке, на подготовку
которого все другие хоры потратили полгода. "Полету" были высланы ноты, но они
не дошли, затерялись при пересылке. Самое поразительное случилось дальше: наше
исполнение было признано лучшим, "Полет" удостоен первой премии".
С пионерских лет в хоре сложилось детское самоуправление - со старостами
партий, с комиссаром во главе. Существовала конкуренция при сдаче партий: не
сдавший лишался поездки, будь то концерт или конкурс. Азарт и одаренность
делали погоду а хоре. На всю жизнь сближали полетовцев организованные
Селищевой зимние хоровые и летние трудовые лагеря. Кстати, у полетовцев была
прекрасная традиция петь в дороге - в автобусах, поездах, самолетах...
Московский композитор Михаил Броннер: "Татьяна Евгеньевна обладала
необыкновенной энергетикой. Уже восемь лет ее нет с нами, а мы думаем о ней
чаще, чем о многих ушедших, родных и близких людях. Музыка - самодостаточная
вещь, чтобы заниматься только ею, а она занималась еще и воспитанием. Она была
гениальным организатором учебной, концертной, лагерной жизни… Мой сын, который
ездил на занятия из Москвы (и никто не знал что, его папа - композитор) до сих
пор не расстается с друзьями из "Полета". Такая дружба и пожизненный круг
общения - это главное, что может дать педагог. Я провел вместе с "Полетом" в
летних трудовых лагерях в Молдавии, в Крыму, в Украине не одно лето, но я не
только не жалею об этом, но и вспоминаю с большим удовольствием. Я был
«хоровым папой» и с тех пор люблю хор "Полет", не просто с ним сотрудничаю, а
это часть моей жизни".
С годами вокруг Селищевой сформировался педагогический коллектив, в котором
было немало выпускников студии: Ирина Волкова, Ольга Ермакова, которая долго
работала концертмейстером "Полета", дирижер кандидатского хора Ирина Филатова
и другие. Младшие хоры возглавляют Хабарова Татьяна Леонидовна и Ольга
Владимировна Булекова, тоже бывшие выпускницы "Полета". С внезапным уходом из
жизни Татьяны Евгеньевны ее любимое, образцовое детище оказалось в родных,
заботливых руках. Наталия Константиновна Филатова и другие хормейстеры и
педагоги продолжают бесценную традицию, заложенную Селищевой.
"Воспитание происходит не только на классических образцах, что делают во
многих студиях, но и на произведениях современных композиторов. Продолжается
разучивание новых сложнейших сочинений. Это уникально в России. Можно по
пальцам перечислить хоры, которые работают с современной музыкой. "Полет"
входит в эту пятерку или тройку", - сказал главный дирижер, художественный
руководитель Московского камерного оркестра "Времена года" Владислав Булахов
после жуковской премьеры большого сочинения Михаила Броннера "Крестовый поход
детей". В.Булахов: "Мы познакомились с Татьяной Евгеньевной, когда я еще не
был дирижером этого оркестра, а играл а нем на скрипке. В 1990 г. мы вместе
хором "Полет" ездили в Италию, выступали в Ватикане. У оркестра под
управлением И. М.Жукова был ряд совместных программ с хором. С тех уже более
десяти лет мы регулярно вместе выступаем. Михаил Борисович Броннер пишет для
нас новые сочинения".
Татьяну Евгеньевну вспоминают как выдающегося музыканта и основателя лучших
традиций "Полета". Но у каждого есть свои особенные воспоминания. Кто-то
помнит, как сидел у нее на коленях. Кто-то не вынес ее "громы и молнии" и
хотел бросить петь… В чью-то судьбу она активно вмешивалась - настаивала,
чтобы одаренный ребенок посещал хор.
Однажды она нашла на катке 10-летнего Диму Курносова. Тренер по фигурному
катанию показал ей мальчика с замечательным голосом. Вскоре Дима уже был
солистом хора. Далее закончил Гнесинское училище как эстрадный вокалист,
гастролировал в составе джаз-группы "Вокал-бэнд". Татьяна Евгеньевна
пригласила его преподавать в "Полете". Теперь Дмитрию Николаевичу Курносову
доверено формирование вокальной манеры хора, а на концерте он посвятил
Татьяниному дню песню "Нет худа без добра".
"Лебедь" Сен-Санса в исполнении Юрия Алексеевича Баринова тоже не случайно был
включен в программу. Татьяна Евгеньевна закончила Ялтинское музыкальное
училище по классу скрипки, по первой специальности она - скрипачка, она любила
свой инструмент и всегда хотела, чтобы в школе был вновь открыт класс скрипки,
существовавший на заре становления студии. Выполняя ее наказ, четыре года
назад в "Полете" открыли класс скрипки.
Программа концерта была составлена из произведений, которые звучали при Татьяне Евгеньевне. Четыре из них исполнил созданный ею хор выпускников "Вдохновение". Взрослые люди и мы, слушатели, вместе с ними, мысленно вернулись к истокам, к музыке своего детства, в которой особое место занимает Татьяна Евгеньевна. Светлая ей память и вечная благодарность за подвиг жизни, отданной жуковским детям.