В мае 1993 г. хор Т.Е.Селищевой с большим успехом гастролировал во Франции и в Италии. В Ватикане "полетовцы" оказались зваными гостями на аудиенции Папы Римского Иоанна Павла II. Минувшим летом хор снова побывал в Италии на музыкальном фестивале под эгидой Ватикана. Новому поколению учеников "Полета" рассказали о той поездке. На территории Ватикана нашли ту самую церковь Санта Мария Маджоре, где 16 лет назад состоялся концерт хора. И вот, расположившись на тех же ступеньках, полетовцы исполнили несколько произведений в память о Татьяне Евгеньевне.
При жизни первого руководителя ежегодно в Татьянин день полетовцы пели в Пантелеимонском храме. На 25 января 2010 г. также запланирован концерт "Татьянин день".
Нынешний руководитель "Полета" Наталия Филатова: "Когда мне пришлось встать за дирижёрский пульт вместо Татьяны Евгеньевны, я стала лучше ее понимать, хотя училась у нее с восьми лет, она была моим первым педагогом".
Наталия Константиновна посвятила своему учителю новую работу в рамках международного фестиваля "Московская осень". 22 ноября состоится первое исполнение сочинения известного московского композитора Михаила Броннера "Крестовый поход детей". Произведение написано для детского хора, камерного оркестра и органа. На премьере хор будет петь с Московским камерным оркестром п/у заслуженного артиста РФ Владислава Булахова. Премьера состоится в Московском Доме композиторов, где в зале есть орган.
"Даруй мне мир" - название недавно выпущенного второго диска "Полета", исполняющего сочинение Михаила Броннера "Stabat Mater" (с латинского - "Стояла Мать скорбящая"). Исполнение посвятили Татьяне Евгеньевны Селищевой.
"У смерти оправдания нет» - пели «полётовцы», прощаясь с Татьяной Евгеньевной в июне 2001 г.
- Я одна из первых узнала о том, что Татьяны Евгеньевны больше нет, - вспоминает Ксения Решетникова, хормейстер "Полёта". - В день похорон, это был четверг, мне все еще казалось, что там, в больнице, кто-то страшно и нелепо ошибся. Но когда я вошла в фойе Дворца, где всё было в красных и чёрных тонах, случился шок. Есть люди, о которых думаешь, что они будут жить всегда. Я думала, что мои дети и внуки будут ходить в "Полёт" и что Татьяна Евгеньевна будет их учить, что она переживёт всех нас. Она мне иногда снится, и в моих снах у неё хорошее настроение. Снится, что она дирижирует. Я знаю, что она живая и что так и должно быть...
Жизнь Татьяны Евгеньевны проходила на виду, «при свете юпитеров», но о ней говорили как о загадочном, непредсказуемом человеке. Существовал ли какой-то секрет в ее работе с детьми? Да. "Знаете, когда Максима Горького спросили: как надо писать книги для детей, он ответил: «Так же, как для взрослых, – только лучше». Что-то похожее ощущаю и я. С детьми надо работать, как со взрослыми, только лучше", - так она однажды изложила свое кредо.
Татьяна Евгеньевна родилась 8 октября 1939 г. в Челябинске. Ее музыкальное детство было счастливым. Первым ее инструментом стала скрипка, зазвучавшая в Ясной Поляне, где стараниями ее мамы открылась музыкальная школа. В Ялтинское музыкальное училище она экзаменовалась на "пятёрки" и закончила его по классу скрипки. Затем - Московская консерватория по классу хорового дирижирования, откуда она ушла с 3-го курса - переводом в МГПИ им. Ленина. Верная Силя последовала за своим профессором, который стал преподавать в "Ленинском" пединституте на факультете музыки и пения.
В 1964 г. Татьяна Евгеньевна начала работать учителем музыки в Жуковской школе № 3, а по совместительству - во Дворце культуры, сначала преподавателем инструментальных классов, затем хормейстером и руководителем хоровой студии "Полёт". В 1970 г. за творческие успехи студия получила звание «Образцовой». Во всех областных конкурсах "Полет" неизменно завоёвывал первые места. С 1975 г. концертный хор постоянно участвует во «Всесоюзной неделе детской музыки» (концерты в Москве, Вильнюсе, Риге, Таллинне, Тбилиси, Мурманске, Ереване, Баку и др.), а с 1982 г. - в ежегодном международном фестивале «Московская осень». Специально для «Полёта» писали музыку известные композиторы. Давний друг хора Михаил Броннер однажды сказал, что не всегда она была той Селищевой, которую мы знали, она десятилетиями зрела как хоровой дирижер. Она умела всю жизнь свою и хора подчинить тому, что происходило в считанные минуты пребывания на сцене. Творила со страстью, отсекая лишнее и досаждавшее. От детей требовала взрослости, понимания, сопереживания. Предпочесть что-либо хору при ней было невозможно. Но все лучшее, все нравственное собирала она в детях.
В 1993 г. состоялись первые зарубежные гастроли полетовцев во Франции и Италии, в 1994 г. - первый международный конкурс в Дебрецене (Венгрия). В мае 1995 г. конкурс в Варне (Болгария) принёс им первую премию. Еще не раз они становились лауреатами первых премий - на конкурсах "Южная Пальмира" (Одесса), "Звучит Москва", на хоровом конгрессе имени Бэлы Бартока. Творческая жизнь такого масштаба и накала для Татьяны Селищевой была естественной, и она вовлекала в эту орбиту своих учеников.
На заре концертной жизни хор исполнял «пионерский» песенный репертуар, но именно "Полет" первым в Московской области начал петь духовную музыку. Т.Е.Селищева выбрала масштабное полотно - Литургию Иоанна Златоустого. Услышав ее, отец Борис Ничипоров, священник из г. Конаково, назвал Селищеву «апостолом в миру».
Ее руки касались вечных мелодий, и когда на концертах она выходила к хору, в глазах детей отражались ее улыбка и властный, светлый облик – как вдохновенный облик самой музыки. А после триумфов опять были повседневные хлопоты "хозяйственника", обязанности "кантора" и воспитателя.
В сентябре 1994 г. хоровая студия «Полёт» была реорганизована в муниципальную организацию культуры - Школу хорового искусства «Полёт», реализующую экспериментальную образовательную программу, разработанную совместно с Российской Академией музыки и Российским музыкальным обществом. В 1995 г. Татьяне Евгеньевне было присвоено звание "Заслуженный работник культуры России", а в ноябре 1997 г. - звание "Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества".
Много раз до рокового дня 26 июня 2001 г. она пропускала через свое сердце «Реквием» Моцарта: «Никто, кроме нас, не поёт его в переложении Михаила Броннера - для детского хора и симфонического оркестра» (переложение для детского хора М.Броннера). В день ее похорон, казалось, весь город пришел слушать этот «Реквием». Дети тогда отдыхали и занимались в летнем лагере - готовились к поездке в Одессу. Вскоре они впервые отправились на конкурс без нее. Абсолютная победа - Гран-при - стала и ее наградой.
Т.Е.Селищева набрала такую высоту для «Полёта», что концертный хор остается уникальным, бесценным явлением культурной жизни Подмосковья, входит в десятку лучших хоровых коллективов страны. За 37 лет ее "стояния" за дирижерским пультом сложилось родство города и хора, передаваемое из поколения в поколение, в основном по женской, материнской линии. Этика и нравы "Полета" вошли в гены жуковчан.
Таня Жилина, одна из комиссаров хора:
- Я ходила в "Полёт" с пяти лет, и мама моя тоже пела в "Полёте", и до сих пор она поёт - в хоре выпускников. Тем строже Татьяна Евгеньевна мне говорила: "Ты должна быть как мама и идти дальше нее". Я часто вспоминаю, как она собрала совет хора и сказала нам: "Я ложусь в больницу и все оставляю на вас". Это запало в душу: все - на нас...