КАК РОЖДАЕТСЯ УСПЕХ
Немного истории
В апреле этого года муниципальная Школа хорового искусства "Полёт" им. Т.Е. Селищевой будет отмечать 40-летие. Многие жуковчане помнят, что в 1958 году в городе был открыт Дворец культуры им. Ленина, ведомственное учреждение ЦАГИ. На его базе и был основан выдающийся хоровой коллектив, который 37 лет возглавляла заслуженный работник культуры РФ Татьяна Евгеньевна Селищева. К сожалению, уже три года Татьяны Евгеньевны нет с нами, но Школа успешно развивается, поддерживает лучшие традиции, которые родились благодаря её таланту.
За 40 лет существования Школа стала ведущей как в Московском регионе, так и в России. О её международном признании свидетельствуют престижные награды и дипломы, привезённые коллективом из различных стран мира: Италии, Болгарии, Венгрии (четырежды), Польши, Украины (дважды), Латвии, России (участие в Международных хоровых конкурсах).
Хор был участником II Всемирного фестиваля искусств, участвовал в инаугурации Президента РФ Б.Н. Ельцина. В числе 8 выдающихся хоров, приглашённых из различных стран мира в Финляндию, участвовал в Международном фестивале детских и юношеских хоров "SYMPATTI - 99".
Концертный хор ШХИ "Полёт" успешно гастролировал по России, ближнему и дальнему зарубежью, а в июле - августе 1993 года, находясь с гастролями в Италии, посетил Ватикан по приглашению Папы Римского.
В 2003 году, с 9 по 16 декабря, хор выпускников школы принимал участие в Европейском международном фестивале в г. Варшава (Польша).
В настоящее время художественным руководителем и дирижёром хора является Наталия Константиновна Филатова, директором и концертмейстером - Ирина Александровна Волкова. Я воспользовалась приглашением и посетила обычные занятия в Школе в середине недели - в четверг.
Школа с большой буквы
В настоящее время в 6 хорах Школы обучается 414 детей в возрасте от 5 до 17 лет. Дети до семи лет изучают основы хорового искусства, сольфеджио и ритмики. Старшие ребята, кроме хора и сольфеджио, занимаются ещё в классе фортепиано, музыкальной литературы, гармонии, истории искусств и вокала. Кстати, вокальный класс ведёт Дмитрий Курносов, профессиональный певец, участник одной из столичных групп вокал-бэнда. Ребята очень любят общаться с ним.
В концертном (старшем) хоре насчитывается 120 человек. Хор исполняет произведения русских и зарубежных классиков, народные песни, духовную и современную музыку. В частности, во Дворце культуры на гала - концерте "Праздник детства" 30 января концертный хор "Полёт" исполнил песни советских композиторов: И. Дунаевского "Летите, голуби" и А. Петрова "Я шагаю по Москве".
- Почему вы остановились на этих произведениях, хорошо известных слушателям, а не выбрали, скажем, "Miserere" А. Лотти или "Eco" О. Лассо, которые тоже входят в ваши концертные программы, в раздел "Зарубежная классика"? Почему выступали последними в этом очень насыщенном именами концерте? - обратилась я с вопросом к художественному руководителю и дирижёру хорового коллектива Наталии Филатовой.
- А когда вы слушаете концерт звёзд российской эстрады, вам не приходит в голову, почему Алла Пугачёва выступает в финале концерта? Так и у нас. Мы как Атланты, выдержали колоссальную нагрузку ожидания выступлений других коллективов, чтобы в заключении спеть светлые. жизнеутверждающие песни и завершить гала -концерт, - ответила Наталия Константиновна. - Но как мы пели! - для нас это очень важно. В каждую музыкальную фразу вложено столько труда, чтобы она безукоризненно звучала! У нас не простая школа, а Школа хорового искусства, мы обязаны показывать искусство: не ремесло, а вдохновенное мастерство.
- Название хора "Полёт" сочетается со многими словами: "полёт шмеля", "полёт ласточек", "полёт космонавта", "полёт мысли, фантазии"... Как бы вы объяснили это слово?
- Наверное, полёт души. Именно такое состояние было у меня, когда я пришла в возрасте 7 лет к Татьяне Евгеньевне Селищевой с желанием петь в хоре. Это стало делом моей жизни, я здесь выросла, и даже обошлась без декретного отпуска, можно сказать, и сына здесь родила, а после трагедии, связанной со смертью Т. Е. Селищевой, продолжила традиции этого коллектива, нацеленного на высокий результат, на то, чтобы парить высоко, на гребне успеха.
- С чем связан успех такого большого коллектива, как ваш?
- Родителям наших учеников нужно отдать должное - в основном они спонсируют наши многочисленные зарубежные поездки. А когда мы участвуем в престижных хоровых конкурсах, фестивалях и привозим домой награды, звания лауреатов - это окрыляет, придаёт силы для дальнейшего движения и творческого полёта. В этом году вновь получили приглашение - из Италии, там нас знают, любят и ждут.
Путь из куколки - в бабочку
Тему разговора продолжает заместитель директора Галина Юрьевна Стёпина:
- "Полёт" обладает такой мощной силой притяжения, что войдя в него однажды, из этого музыкального водоворота уже не выберешься. Когда-то я привела к Татьяне Евгеньевне Селищевой своего 4 - летнего ребёнка. Было это в 1983 году. Так и прошли мы с ним все стадии развития, путь из "куколки - в бабочку", дошли до выпускного уровня. Я была председателем родительского комитета, а теперь вот в штате, помогаю этому талантливому коллективу решать организационные вопросы. К "Полёту" причастны и дети, и даже внуки бывших участников хора.
Служители муз не терпят суеты
И вновь без разъяснения руководства Школы не обойтись.
- Я знаю, вы поддерживаете тесную связь с Музыкальным обществом России и Подмосковья, с Союзом композиторов РФ. Какие-нибудь совместные проекты на ближайшее время имеются?
- Мы сотрудничаем с Ниной Барклая, лауреатом международных конкурсов, директором Камерных залов Московского отделения Союза композиторов. С 1982 года мы являемся постоянным участником ежегодных фестивалей "Московская осень", организуемых Союзом композиторов РФ. В ближайшее время планируем принять участие в концерте "Времена года".
- А как с традиционным концертом для родителей в начале марта? Готовитесь?
- Да, у нас существует такая традиция - в первых числах марта выступать с концертом, силами всех возрастных групп дарить радость родным и близким наших юных артистов. Этот год не будет исключением. Ну и, конечно, уже сейчас мы готовимся к юбилею. Министерство культуры МО планирует провести с 21 по 25 апреля на базе нашей ШХИ "Полёт" творческий семинар.
- Как вы думаете, не наносят ли родители вред здоровью своего ребёнка, пытаясь в столь раннем возрасте приобщить его к искусству?
- Общеизвестно, что раннее обращение к музыке кроме пользы ничего не принесёт. Американцы даже говорят, что благодаря искусству дети быстрее находят своё "Я", самоутверждаются. Маленькие дети, которые растут в одиночестве, без сверстников, благодаря занятиям в хоре быстрее адаптируются к социуму, принимают на себя ответственность за порученную им роль (вокальную партию) и таким образом приобщаются к самостоятельности. А для детей в возрасте 11-16 лет Школа хорового искусства уже означает важную часть их жизни: в этот период формируются эстетические идеалы подростков, здесь происходит полноценное общение.
- Ребята общаются в неформальной обстановке, выезжают в лагеря отдыха?
- Дети не расстаются ни зимой, ни летом. Благодаря помощи страховой организации города в лице Н.А. Бархатовой мы покупаем путёвки в лагеря отдыха для наших детей всего за 10%, остальные 90% оплачивает соцстрах. Нам хочется, чтобы наши юные артисты росли не только духовно развитыми, но и физически были здоровыми.
"Многия лета" в честь Кати Тоцкой
В тот же день, в четверг, мне посчастливилось побывать в аудитории на репетиции концертного хора у педагогов - руководителей Наталии Филатовой и Ирины Волковой. По установившейся традиции ребята поздравили именинников. 120 голосов исполнили в честь "новорождённой" Кати Тоцкой "Многие лета". Это было прекрасно: звенели стёкла и дрожали потолки, светились улыбки на одухотворённых лицах детей! Затем последовали привычные указания Наталии Филатовой:
- Ровненько сели, достали ноты, и - раз, два - "снег замёл в лесу тропинки..."
Далее зазвучали "Весенние воды" Сергея Рахманинова на стихи Ф. Тютчева.
- Стоя поём, - потребовала строго Наталия Константиновна. А в паузе с огорчением сказала: "Ира Шевченко каталась на лыжах, после чего заболела. Ребята, когда идёте на лыжах, следите за своим дыханием, рот закрывайте, берегите горло".
Незаметно перешли к исполнению "Жаворонка" В. Калинникова на стихи В. Жуковского. "Пиано, пианиссимо, форте..." - звучали команды педагога. "Не жаворонок, а жареная индейка какая - то... - заметила дирижёр, - отстают вторые сопрано... Темп!"
Участники концертного хора без тени недовольства подчинялись руководителю, вслушивались в звучание тончайших переливов музыкальных волн, следя, как они тают в воздухе. Волнение, смешанное с наслаждением, им предстоит испытать на концерте. Многие зрители, заслышав ангельски - чистые, "непорочные" голоса школьников из концертного хора прослезятся. Ради этого исполнителям стоит идти тернистыми тропами искусства, терпеть неудобства, напрягаться, заучивая партии более трёх десятков произведений русской классики, среди которых есть очень, и очень сложные, рассчитанные на профессионалов высочайшего уровня. Зарубежная классика не менее сложна, требует знания языков, понимания эпохи и стиля исполняемых произведений. В арсенале у хористов есть ещё и шедевры народной музыки, и музыки духовной. Воистину, кто припадё т к этому источнику, тот никогда не испытает жажды!
Татьяна Максименко
"Современник", № 7, 18 февраля 2004 года