КАТИТ ВЕСНА

         Последние годы Школа хорового искусства "Полёт" им. Татьяны Селищевой не проводит отчётные концерты. Они как бы не вписываются в график, согласно которому вначале проводится традиционный концерт, посвящённый 8 марта, а в последнее воскресенье мая - "Последний звонок". Готовить в промежутке ещё один концерт не получается. По содержанию же мартовский концерт получился и как тематический, и как отчётный, потому что на сцену в первом отделении выходили пианисты, вокалисты, ансамбли, дирижёры, а во втором - все шесть хоров Школы.

        По окончании концерта корреспондент "ЖВ" побеседовал с художественным руководителем "Полёта" Наталией Константиновной Филатовой.

- Как выбирались произведения для концерта?

- Весенняя тематика, конечно, строго не выдерживалась. Интересно отметить другое: право выйти на сцену в первом отделении концерта ребята должны были завоевать. Начиная с конца января на фортепианном отделении - и это уже традиция - проводится конкурс музыкальных пьес. Участвуют пианисты с 4 -го по 7-й класс, в выборе пьес нет ограничений ни по направлению, ни по композиторам. Одновременно проходит конкурс ансамблей, которые составляют либо фортепианные дуэты, либо вокалист с концертмейстером, в качестве которого тоже выступает ученик. Я считаю, что участие в таких конкурсах и концертах является хорошей тренировкой умения держаться на публике. В хоре петь - одно дело, а выступать перед товарищами и педагогами, тем более выйти на сцену - совсем другое.

    Во втором отделении приняли участие все хоровые коллективы, начиная с малышей.

- Я не знал, что их у вас уже шесть.

- Хор "Капелька" (пятилетние дети), шестилетние - хор "Зёрнышко". Обоими коллективами руководит Татьяна Леонидовна Хабарова, наша выпускница. В хоре "Ручеёк" под руководством Ольги Владимировны Булековой, другой нашей выпускницы, поют семилетние дети. Ирина Игоревна Филатова руководит хором "Солнышко", который называют ещё "кандидатским", в этом году около половины этого коллектива перейдёт в концертный хор "Полёт". Им и хором выпускников руковожу я.

    Кстати, всеми пятью произведениями дирижировали дети, учащиеся класса дирижирования. В нём занимается достаточно много ребят. Ребята признаются, что дирижировать сверстниками, своими товарищами, легче, так как они готовы помочь, простить мелкую ошибку. Малыши же воспринимают юного дирижёра как взрослого, настоящего, и это накладывает особые обязательства.

- Расскажите о "Полёте".

- Мы пели весенний цикл хоров Чеснокова, который заканчивается хором "Катит весна". Этот цикл мы выучили буквально  только что, исполнили его на публике впервые. Работать над ним начали ещё "в полевых условиях", как шутили ребята, имея в виду занятия в мэрии. Этот цикл  мы будем исполнять в концерте, подготовкой к которому сейчас заняты. Он состоится 30 марта в Доме композиторов. Это будет целиком наш большой концерт из двух отделений, где будут выступать "Полёт" и хоров выпускников. Мы споём хоры Чеснокова, но самое главное - предстоит исполнить новое произведение нашего любимого композитора Михаила Броннера, которое он только что написал. 

- Специально для вашего хора?

- Оно называется "Из книги пророка Исаии" для детского хора и фортепиано в четыре руки. Как все произведения Михаила Борисовича, оно очень сложное.

- Чем?

- Во-первых, оно крупной формы, во-вторых - в нём идёт очень плотное шестиголосие с восьмиголосными элементами. У этого композитора переменный размер в каждом такте и совершенно полное отсутствие какой-либо тональности. Когда первый раз  он привёз ноты,  то первой реакцией был вопрос "А это спеть можно?" Чтобы нам понять, можно ли это спеть, он привёз CD - диск с записью компьютерной версии. Прослушав, мы влюбились в произведение, так оно красиво звучало. Мне стало понятно - прежде чем начать учить, нужно дать детям его послушать. Были технические сложности, но мы их преодолели: раздали партитуры и включили запись. Дети слушали, листая ноты, а потом начали учить. Это очень помогло, и они стали быстро продвигаться. Получается очень эффектно. Вчера композитор приехал, прослушал нас и был удивлён: " Мне нечего сказать. Вы сделали всё, что я сам себе представлял." Он привёз двух пианисток, студенток музыкального училища. которые будут выступать с нами, и мы репетировали уже вместе с ними.

- Ваш концерт к чему-то приурочен?

- В Москве выступить сейчас очень сложно. Например, аренда зала им. Чайковского для концерта стоит порядка 150 тысяч, сумма неподъёмна даже вскладчину нескольким коллективам. Нам повезло в том отношении, что Михаилу Борисовичу необходимо прослушать своё произведение, понять, что получилось, и решить, как с ним поступать дальше. Являясь секретарём Союза композиторов России, он организовал дневной концерт нашего хора в Доме композиторов.

    Простые вещи нашим детям уже неинтересны, и они получили большое удовольствие от работы над таким сложным произведением. В нём замечательные слова, и потому, мне кажется, дети так вдохновенно поют:

... И тогда зла не будет,

     не будет на земле...

        

             Анатолий Смирнов 

                    «Жуковские Вести», №13, 26 марта 2003 года

Hosted by uCoz