ИЗБРАННАЯ ДЛЯ "ПОЛЁТА"
Памяти Татьяны Евгеньевны Селищевой
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты времени заложник,
У времени в плену.
При воспоминании о смертном часе душа трепещет... Часам всё равно, успеем ли мы совершить задуманное, закончить начатое, вернуться к тем, кто нас ждёт. Мне кажется, что Татьяна Евгеньевна Селищева жила в борьбе со временем: сопротивлялась ему. Но вот и освобождение - её дух теперь принадлежит Вечности, время не властно над её наследием, над памятью о ней: птенцы гнезда Татьяны в "Полёте" навсегда...
Ирина Александровна Волкова, директор Школы хорового искусства "Полёт":
- У Татьяны Евгеньевны остался сын, Артур Николаевич Селищев. Её мама Таисия Николаевна умерла в конце февраля, на полгода пережив дочь. Она всегда поддерживала свою Таню... Артур -выпускник "Полёта". Мы, бывшие полётовцы, традиционно поддерживаем отношения, 25 июня, в день памяти Татьяны Евгеньевны, соберутся выпускники. Без чьей-либо указки, по велению сердца. просто другой такой большой, дружной, цельной семьи им не встретилось на жизненном пути. У них, конечно, есть свои семьи, но они стараются, чтобы их близкие люди были близки "Полёту". Этим мы и сильны.
Наталия Константиновна Филатова, художественный руководитель, главный дирижёр концертного хора "Полёт":
- 25 июня в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона отслужат панихиду по Татьяне Евгеньевне. Мы соберёмся всем хором к 9.00. об этом есть договорённость с о. Николаем.
Вечная память Силе, избравшей "Полёт" своей судьбой.
Татьяна Евгеньевна Селищева родилась 8 октября 1939 г. в семье военнослужащего. Закончила Яснополянскую школу им. Л.Н.Толстого и училище по классу скрипки и хорового дирижирования в Ялте. Высшее музыкально-педагогическое образование получила в МГПИ им. Ленина. С 1964 г. Татьяна Евгеньевна жила в Жуковском. Работала учителем музыки в школе №3, а с 1965 г. ещё и по совместительству во Дворце культуры. В 1970г. хоровой студии, которой она руководила, присвоили звание Образцовой. С 1970г. концертный хор "Полёт" завоёвывает первые места на всех конкурсах в Подмосковье, для участия во Всесоюзной неделе детской музыки ездит в столицы союзных республик. В Жуковском не знают, что Татьяна Евгеньевна много работала как общественница, с 1988г. была председателем детской эстетической комиссии при Московском областном музыкальном обществе. Каждый год хор участвовал в фестивале современной музыки "Московская осень". Татьяна Евгеньевна работала в содружестве с композиторами, доверявшими "Полёту" первое исполнение новых произведений. Давний её друг, композитор Михаил Броннер, однажды сказал, что не всегда она была той Селищевой, которую мы помним как большого хорового дирижёра, она десятилетиями зрела как музыкант. Сложный музыкальный язык в сочетании с чистотой детского вокала стал лицом хора. Её идеал - звучность "криниц". Помните:
Льётся и льётся, словно года,
В чистых криницах чудо-вода.
Незамутимы и глубоки,
В кущах полесских бьют родники.
В 1993 году состоялись первые зарубежные гастроли полётовцев во Франции, в Италии, где они пели перед папой римским Иоанном-Павлом II. В июне 1994г. - первый международный конкурс в Дебрецене, в Венгрии,- и сразу вторая премия! Надо сказать, что с этой и с каждой последующей премии они делали подарок хору - покупали музыкальные инструменты. В сентябре 1994г. хоровая студия "Полёт" стала муниципальной хоровой школой. В мае 1995г. конкурс в Варне (Болгария) принёс им первую премию. Они ещё не раз становились лауреатами первых премий - на конкурсах "Южная Пальмира" (Одесса), "Звучит Москва", конгрессе имени Бэлы Бартока ( Венгрия). В Венгрии они были три раза и снова собираются туда на конкурс.
В 1995г. Татьяне Селищевой присвоили звание заслуженного работника культуры РФ. Она руководила "Полётом" 37 лет. За эти годы родство с семьёй полётовцев. передаваемое из поколения в поколение, в основном по девичьей, женской, материнской линии, вошло в гены жуковчан, создавало общий высокий культурный "фон".
Говорят члены совета концертного хора "Полёт"
Ксения Решетникова, выпускница "Полёта", одна из солисток, учится в Московском областном государственном педагогическом университете, на факультете лингвистики и перевода. В "Полёте" работает хормейстером:
- Я одна из первых узнала о том, что Татьяны Евгеньевны с нами нет. Сознание отказывалось это воспринимать. Как раз в прошлом году я закончила школу, 27 мая у нас был выпускной. А через месяц Татьяны Евгеньевны не стало. В день похорон, это был четверг, я не верила, что увижу её неживой. Казалось, там, в больнице, кто-то страшно и нелепо ошибся. Но когда я вошла в фойе Дворца. где всё было в красных и чёрных тонах. и возложила к гробу цветы, случился шок, я разрыдалась.
Тогда я думала, что день похорон -самый тяжёлый в моей жизни, но самые тяжёлые дни наступили, когда мы начали заниматься - без неё...
Есть такие люди, о которых думаешь, что они будут жить всегда. Я думала, что мои дети и внуки будут ходить в "Полёт" и что Татьяна Евгеньевна будет их учить, воспитывать, что она переживёт всех нас. За этот год она мне два раза снилась, и в моих снах у неё было хорошее настроение. Снилось, что она дирижирует. Я знала. что она живая и что так и должно быть...
Хор "Полёт" всегда был разновозрастным хором, в нём поют учащиеся 5-11 классов, и это тоже одна из прекрасных особенностей "гнезда Татьяны".
Таня Жилина, комиссар хора "Полёт":
- Зайдя в учительскую, я увидела, что все учителя плачут, происходило что-то странное... Подумалось, неужели так плохо прошла операция на сердце?!
Татьяна Евгеньевна для меня самый важный человек в жизни. Я ходила в "Полёт" с пяти лет. И мама моя тоже пела в "Полёте", и до сих пор она поёт в хоре выпускников. Тем строже Татьяна Евгеньевна мне говорила:" Ты должна быть как мама и идти дальше неё". Я часто вспоминаю, как она собрала совет хора и сказала нам: "Я ложусь в больницу и всё оставляю на вас". это запало в душу: всё - на нас... Я была тогда комиссаром хора и являюсь им сейчас.
Лена Филатова:
- Я знала Татьяну Евгеньевну всегда энергичной, жизнерадостной, по- человечески сильной. Она была крестной моей сестры Оли и меня, можно сказать, растила с самого детства. Дело в том, что моя мама, Ирина Игоревна Филатова, работает в "Полёте" хормейстером. Мне попадало от Татьяны Евгеньевны, но всегда за дело. С тех пор как её не стало, вспоминается, как она всех любила, сколько положила на нас сил, как принимала всё близко к сердцу...
Ира Сенькова:
- Несмотря на то, что я пришла в "Полёт" всего два года назад, Татьяна Евгеньевна стала для меня близким человеком. Я помню, как она похвалила меня за первую полётовскую тройку с минусом и отругала девочку, мою соседку по партии. за ту же тройку. Она знала наши возможности и радовалась, когда сдавали трудные партии те, кому это было особенно тяжело. Помню, 25 июня учителя сказали, что Татьяна Евгеньевна из больницы передаёт нам привет... Никто не мог подумать о близкой трагедии. Я до сих пор жду перед началом хора, что войдёт она. Есть ощущение тяжёлого экзамена, который мы сдаём, и она сидит в экзаменационной комиссии. а потом вернётся к нам и снова будет нас учить.
Так повелось, что эстетическое и нравственное воспитание в "полёте" шли вместе. Татьяна Евгеньевна умела всю жизнь свою и хора подчинить тому, что происходило в считанные минуты пребывания на сцене,- рождение музыкального образа. Она ваяла образ со страстью, отсекая всё лишнее. мешавшее, иногда досаждавшее. от детей она требовала взрослости, понимания, сопереживания - не только в музыке. Она была человеком "переживательным", и предпочесть что-либо хору при ней было невозможно.
При Татьяне Евгеньевне полётовцы иногда пели в церкви, участвовали в первом Жуковском фестивале духовной музыки в храме Иверской иконы Божьей Матери.
Лена Филатова:
- Где бы ни отдыхали хоровым лагерем, а чаще всего в Ногинске. Татьяна Евгеньевна вела нас в ближайшую церковь. Во время зимних каникул ходили на праздник Рождества. Она приучала нас ходить в церковь, верить в Бога. Она была верующим человеком.
Таня Жилина:
- На Татьянин день мы обязательно пели в церкви, перед поездками ходили в Пантелеимоновский храм, где батюшка нас благословлял и напутствовал, чтобы всё у нас было хорошо.
Наталия Константиновна:
- Когда мне пришлось встать за дирижёрский пульт вместо Татьяны Евгеньевны, я поняла всю ответственность, которую она носила, мне никак не верилось, что её нет, на любой скрип двери я поворачивала голову. Я училась у Татьяны Евгеньевны с 8 лет, она была моим первым педагогом по фортепиано и хору. Потом я закончила институт и стала работать в хоровой студии. И вот вчера я сказала ребятам, что ощущаю: она снами, она видит и слышит нас. Главное - её дело, ради которого она жила, не пропало. Теперь наша школа носит её имя, мы этим гордимся, потому что это известное, значимое имя в хоровой музыкальной культуре и незабываемое, дорогое для полётовцев.
В память о Татьяне Евгеньевне прямо в редакции полётовцы исполнили песню "Бесприданница", в которой звучали материнская забота и ласка.
Ой вы думы - думушки, ой соседи-кумушки!
Дочка-бесприданница, что с ней в жизни станется?
Ты -не бесприданница, милая избранница!
Чище глаз не видел свет, и тебя милее нет.
у тебя приданное самое желанное:
Сердце не баловано, губы не целованы...
Не стоило спрашивать этих девочек, зачем им нужна музыка. Наверное, она нужна, чтобы понимать чувства других людей. Музыка -это счастье человека! Но так же необходима им память о Татьяне Евгеньевне, которая дала им это понимание и это счастье. Перефразирую стихи Рождественского, положенные на музыку Д.Б. Кабалевским: "То, что она не допела, - они допоют". И хотя в искусстве не бывает, чтобы Гайдна продолжал Гайдн, но "Полёт" и его первый дирижёр - редкие исключения. Есть люди, оставляющие после себя коллективы продолжателей. Татьяна Евгеньевна оставила после себя Школу...
Ирина Маслова
"Жуковские Вести", №26, 26 июня 2002 года