РУССКИЕ
«БАМБИНИ» ПОКОРИЛИ ВАТИКАН
Концертный хор «Полёт» недавно вернулся из Италии
в родное Подмосковье. Для всех музыкантов Италия – вторая родина, куда и века в
век стремятся поющие сердца. Словно сама Италия услышала голоса детей, позвала
их… Устроители поездки – итальянцы оплатили дорогу, питание и проживание в
прекрасных гостиницах, подарили 35 счастливых дней июля – августа 59 детям из
города Жуковского.
Во всём
облике Татьяны Евгеньевны Селищевой – дирижёра, художественного руководителя
хора «Полёт» ещё отражается солнце Италии, особенно когда она рассказывает о
поездке.
-
Татьяна Евгеньевна, каковы ваши впечатления? Что
это было для Вас, для хора?
-
Для детей – это сказка. Прилетели в Милан, ставший северной точкой
отсчёта в нашем путешествии, и проехала по всей Италии на юг до Козенца – почти
до «каблука» (контуры государства напоминают королевский сапог – ботфорт).
Незабываемыми останутся концерты в Ватикане.
По
факсу хор известили о том, что Папа удостоит нас аудиенции, и вот за шесть часов
пути мы преодолели 400 км из Монтекатинио в Рим. Вход в Ватикан – по пропускам.
Глазам предстал зал примерно на 15-20 тыс. зрителей, где хору отвели место в
центре, напротив Папы, появление которого мы должны были приветствовать песней.
До выхода высшего духовного лица нам предложили спеть по выбору, и мы исполнили
« Духовный концерт» Бортнянского и «Криницы» Эшпая. Появился Иоанн Павел
II, его охраняли шотландцы, и началась служба –
проповедь на разных языках: Папа приветствовал делегации со всего мира, ему
отвечали ликованием, пением – испанцы, англичане, чехи… Нас пригласили на сцену.
Иоанн Павел II благословил меня и хор и вообще уделил
нам много времени. Ему очень понравились русские «бамбини», мы пели ещё и ещё.
С благодарным чувством Папа выслушал «Полонез» Огиньского. «Это польская музыка»
- произнёс он. Польша- родина Иоанна Павла II,
единственного за 400 лет славянина, удостоенного папского сана.
Приглашение выступить в Ватикане во второй раз поступило уже
от кардиналов. На этот раз из Маратео в Рим мы ехали всю ночь и совершенно не
ожидали, что на площади – базилике нас встретит толпа римлян – более 50 тысяч
зрителей. Это удивило, обрадовало детей. Кардинал Рима сказал о хоре много
тёплых слов и просил открыть концерт двумя произведениями духовной музыки.
Случился курьёз, ошибся переводчик, - мы начали концерт с русской народной
песни «Веники»! А когда пели другую русскую музыку, над Римом пошёл … снег.
Настоящая русская зима. Ребята ловили снежинки и находили, что это … пена. На
всём пути по Италии нас не оставляли телевизионщики, рекламируя хор «Полёт»,
особенно по двум центральным из имеющихся 38 каналов.
Как выяснилось, этот
концерт для римской публики тоже состоялся по инициативе Папы. В Италии любят
Иоанна Павла II.
Последние пять дней мы жили в Риме и через мост ангелов
ходили в Ватикан уже без пропусков. Мы порой не знали планов устроителей
поездки, и наши неведение вошло в норму: мы же в Италии. Хористам предоставляли
прекрасные гостиницы – с бассейном, дети побывали в роскоши, учились вести себя
в аристократической среде и, надо сказать, заслужили немало похвал. Хозяин
гостиницы отозвался о них: «Удивительно воспитанные дети, приученные к высшему
обществу». Мы, похоже, нравились итальянцам, немало разбитых сердец оставили в
Италии наши девушки. Однажды после концерта ко мне подошла немолодая итальянка и
сказала: « Как много прекрасных лиц в хоре, никогда не думала, что русские так
красивы». В начале гастролей хор выступал с Московским камерным оркестром. С
оркестром прозвучали любимые детьми сочинения – кантаты
CREDO и KYRIE великого итальянца Антонио
Вивальди. Но наш огромный репертуар – примерно на три отделения - состоял из
русской и зарубежной духовной классики и исполнялся а капелла, только на
концерте в Сан-Пауло нам предоставили рояль. Хоровой репертуар с фортепиано –
примерно на два отделения – остался невостребованным – не было инструмента. Без
рояля мы не могли разучивать что-то новое, - в этом смысле вынужденно
бездельничали.
Концерты проходили порой в неожиданной обстановке. Постоянно мы пели на открытых площадках. Пели стихийно, когда подсказывали обстоятельства, например в Риме на развалинах Колизея. Как правило, концерты собирали огромную публику. В одной церкви хор помогал вести службу под «Литургию» Кастальского и православная духовная музыка звучала в католическом храме. В Маратео, где над городом видна грандиозная белая статуя Иисуса Христа, состоялся один загородный платный концерт – видимо, для миллионеров, потому что билеты были баснословно дороги. Хористы скучали – слушателей было непривычно мало. Зато на другом – благотворительном концерте в Козенце деньги собирали по кругу после концерта адвокат из города Козенца пригласил хор на летнюю виллу в горах. Италия славится своими виллами, но поразительно –70 человек гостей буквально растворились в удобной территории – среди зелёных беседок, двориков. Детям разносили фрукты.
Их голоса растворились в воздухе Италии, но не напрасно, о хоре
из города Жуковского узнали в этой стране, многие захотели подружиться с
талантливым коллективом. В Италии их снова ждут – на Рождество.
Вероника Аркадьева
«Жуковские вести», №32, 1993 год