В кабинете Татьяны Евгеньевны Селищевой всё осталось как при ней: стол с разложенными бумагами и иконкой святой великомученицы Татианы, реликвии хора за стёклами, афиши, ноты. Её коллеги входят сюда только за нотами, которые взяли с пронзительным чувством потери. « Не могу поверить в происшедшее. Всё кажется, что Татьяна Евгеньевна уехала куда-то и скоро вернётся, а мы просто… должны всё подготовить к её приходу », - говорит Ирина Александровна Волкова, бессменный концертмейстер Т.Е. Селищевой на концертном хоре. Так и живёт хор без неё. Как при ней.
Отмечать «звонки», первый и последний, здесь стали давно, наверное, опередив вся страну. Собственно, первый звонок в «Полёте» - это большое родительское собрание и концерт, смотр сил после лета, проведённого в городском лагере, считай, в хоре. Это « посиделки» перед «стартом», потому что совсем скоро,12 сентября, хор «Полёт» поедет в Одессу, на ответственный музыкально-хоровой конкурс « Южная Пальмира», где два года назад они были лауреатами первой премии.
А в субботу состоялся первый звонок без Сили. Вначале – минута молчания. С думами о ней. Затем говорили и пели. Делали всё так, чтобы она была довольна, глядя на них «оттуда». Очень старались и хорошо исполнили « Шесть хоров» Рахманинова, песню «Ермак» (обработка народной песни Зарицкого) и современную стилизованную сцену народного гулянья «Веники» (обработка Рубцова). Пели то, что Татьяна Евгеньевна брала для себя и на вырост хору, что было близко ей и ею осмысленно, произведения, рассчитанные на её свободу. Артистизм, образное мышление в хоровом звуке. А мощная звуковая палитра хора звучала потому, что музыкальный образ жил сначала в её сознании, как идеал. Затем хор, жизнь коллектива, все частности репетиционного процесса она умела подчинить тому, что происходило в считанные секунды пребывания на сцене – происходило в музыке и сердцах слушателей. Рождение образа… она ваяла, лепила в звуке, отсекая всё лишнее, мешавшее, иногда досаждавшее… В том числе детскую рыхлость. От детей она требовала взрослости и понимания. Для кого-то это выглядело как репрессивная система. А это был её «Полёт». Она поднимала хор до исполнительских высот большой музыки. Это замечали в жюри международных конкурсов, Союзе композиторов, Российском хоровом музыкальном обществе, зале имени П.И. Чайковского, на концертах абонемента «Поёт юность Подмосковья», в госадминистрации, награждавшей её и концертный хор почётными званиями… Они пели и в храмах… Селищева была крупным современным хоровым дирижёром. И как уместны по отношению к ней строки Маяковского: « Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье». Мы увидели её. Хорошо, если бы раньше, а не через расстоянье.… И жаль, что Татьяна Евгеньевна не готовила себе преемника.
« Она об этом не думала, или думала, но многое осталось невысказанным, в глубине её души. Никто же не предполагал,- говорит Ирина Игоревна Филатова, проработавшая в хоре 30 лет Мы школа хорового искусства, поэтому художественного руководителя выбирали из хоровиков. Моя однофамилица Наталия Константиновна Филатова – старейший педагог хора, когда-то сама пела в «Полёте». С шести лет училась у Татьяны Евгеньевны. Никто из педагогов не ушёл из школы, и, может быть, кто-то ещё к нам придёт, но не хочется, чтобы что-то очень менялось. У нас хорошие традиции, и очень важно, чтобы в «Полёте» работали люди, которые это знают, этим дорожат, у которых это в душе. На похороны Татьяны Евгеньевны приехало много композиторов и деятелей культуры, мы говорили о сохранении преемственности, чтобы они не забывали нас. Будем работать в том же ключе. По- прежнему у нас всё будет строиться на дисциплине, ведь, в сущности, с пяти лет мы приучаем к этому детей, учим, как относиться к хору, к старшим ребятам, взрослым». « Комиссар хора», « командир партии», « совет командиров» - для кого-то это звучит старомодно, а для нас привычно, и не муштра за этим стоит, а традиции семьи полётовцев.
Дети тяжело пережили случившееся, но количество полётовцев к первому звонку не уменьшилось. Трагедия произошла в период летнего городского лагеря, когда все ходили на хор. Готовились к конкурсу в Одессе. Поедут 58 полётовцев, а занималось 85 человек. Так что все были в курсе. И они молодцы, чувствовали, насколько нам тяжело, самостоятельно выбрали программу, которая звучала в день траура, нашли ноты в библиотеке и сами отрепетировали.
На конкурс мы уезжаем 12 сентября, возвращаемся 20 сентября. Дирижировать будет Наталья Константиновна Филатова, художественный руководитель и главный дирижёр концертного хора.
Да, любимый в городе коллектив известен не только концертными успехами, но и воспитательными традициями. Ушла Татьяна Евгеньевна, но осталось неизменная многоступенчатая система хоровой школы, состоящая из хоров « Капелька », «Зёрнышко», «Ручеёк», кандидатского хора « Солнышко» и апофеоза, венца всего дела, образцового концертного хора «Полёт».
Ещё недавно Татьяна Евгеньевна олицетворяла « Полёт». Она была его волевым лидером. Как говорили сами педагоги- хормейстеры, поиски другого лидера ни к чему хорошему не могли бы привести, и этим не занимались, потому что лидером была и остаётся она. Да… Вот только фото, хороших портретов, где она выделялась бы среди коллектива, почему-то не найти…Их поразительно мало.
Теперь место влиятельной личности должен занять выкованный ею работоспособный коллектив. И они сегодня остаются вместе. Вместе – для новых побед и свершений в едином деле, в любимом «Полёте».
Рина Метляева
« Жуковские Вести» , №36, 5 сентября 2001 года