ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ НОТЫ ВЕНГЕРКИ
Хор муниципальной хоровой школы - студии "Полёт" вернулся из Дебрецена (Венгрия), с самого крупного, массового и тем не менее чрезвычайно серьёзного, академически - строгого европейского праздника музыки.
Полётовцы достойно представили Жуковский и Россию. А в своих воспоминаниях они ещё там, в Венгрии. Воспоминания настигают их на знакомых улицах. И вновь лёгкая эйфория сменяется прежним волнением, вновь переживается путь к яркому, невероятному и такому нелёгкому успеху. Всем этим воспользовалась пресса, не давшая передохнуть "персоне номер один", сиятельному маэстро теперь с мировым именем. Татьяну Евгеньевну Селищеву я поймала прямо на улице. В широкой, белой, вышитой гладью "венгерской" кофточке она выглядела прекрасно, излучая всепобеждающие импульсы обаяния и новизны.
Татьяна Евгеньевна:
- Конкурс в Дебрецене проходил с 27 июня по 5 июля. Это большой многодневный фестиваль. По условиям конкурса в номинации детских хоров должны были выступить дети до 14 лет, но все коллективы, кроме нашего, продемонстрировали полное нарушение этого условия. Везде хористы были старше. А в нашем хоре - восемь девятилеток, младше их на конкурсе не было никого.
В Венгрию ездили 60 детей и 4 взрослых: я, концертмейстер - Ирина Александровна Волкова и два хормейстера - Наталия Константиновна Филатова и Ирина Игоревна Филатова. Среди детских хоров "Полёт" занял второе место и стал номинантом (первая премия) по фольклору. Нам вручили золотую медаль и премию в 65 тыс. форинтов.
В Дебрецене жуковчан знают. Впервые наш хор побывал здесь в 1994 г. В прошлый раз мы открывали парад - шествие по улицам Дебрецена. В этом году полётовцы следовали за венгерским детским хором. В 1994 г. в фольклорной номинации мы пели песни народов мира, подобное не принято на сцене Дебрецена. На этот раз мы были опытнее, исполнили только русскую программу, нас принимали восторженно. В конкурсе народных коллективов участвовало 19 хоров.
У нас были очень красивые костюмы. Головы девочек украшали кокошники. Я специально заказала костюмы из ткани семи цветов радуги. Со сценическим вкусом у нас всё в порядке. И когда полётовцы выходили в розовой концертной "форме", все говорили: "У вас очень элегантные дети".
Одно из требований венгерского фестиваля - все произведения должны быть написаны после 1945 г. Сейчас композиторы пишут очень сложную музыку. А мы лёгкую и не поём. У меня удивительные дети: чем сложнее произведение, тем они поют лучше. Наши партитуры - самые сложные из всех предложенных на конкурсе.
В партии вторых альтов нашей надеждой были двое старших четырнадцатилетних мальчиков. За лидерами Димой Безобразовым и Андрюшей Родченко тянулись все остальные. Одна из ведущих в партии сопрано - Ира Кцоева - солировала в фольклоре. Особую тревогу доставили первые альты: в партии пели семеро младшеньких. Их голоса сохраняют непосредственность, они настолько звонкие, что придавали особую окраску хору. Конечно, без старших в хоре нельзя, они - основа, опора хорошего певческого дыхания, но результат слышен, когда и у старших, и у младших единая вокальная школа.
"Полёт" - первый исполнитель многих современных произведений для хора. В Венгрии мы пели одно из них: московский композитор Ефрем Подгайц положил на музыку стихотворение "Крыса" африканского племени "ибо". Он написал партитуру в африканском стиле. Наша крыса - не домашняя, она действительно бегает по пещерам - рыщет. Начинается со звукоподражания: " Крыса .. крыса, рыса - рыса - рыса". И на этом фоне развивается всё действие: в пещере крысу ищет мальчик, мальчика ищет мама, маму ищет папа и т.д. Вступают ударные инструменты. Специально для наших барабанщиков мы закупили установку. Во втором туре эта эффектная музыка произвела фурор, зал просто ревел от восторга. Впервые сочинения Е. Подгайца мы исполнили перед москвичами, на конкурсе "Звучит Москва". В Дебрецене пели "Крысу" во второй редакции - композитор внёс изменения в нотный текст, нам пришлось его переучить.
Я совершенно не огорчена, что у нас второе, а не первое место, и очень горжусь своими ребятами. Первое место дали одному из четырёх венгерских хоров, соревновавшихся в "детской" номинации. Мы пели хорошо и могли бы спеть лучше, но даже в этом случае нам не дали бы первого места, потому что все "венгерские интересы" сосредоточились на этой номинации. В других номинациях венгерских хоров вообще не было, а в этой с нами, как я уже говорила, соревновались четыре венгерских коллектива. Хотя бы один из них должен был выйти на состязание за Гран - при.
Зато сразу, когда мы спели полуфинал, нас заметили, и потом многие венгры приходили на наши концерты, "на русских ребят" и говорили: "У вас необыкновенные дети". Столько внимания, столько тепла было проявлено по отношению к нам! Зрители подходили, просили познакомить с тем или другим ребёнком, который особенно понравился. А самое главное, нас всюду встречали с улыбкой.
Гран-при фестиваля получил взрослый хор из Швеции. Стать лауреатами конкурса в Дебрецене очень почётно. Это означает международное признание. Войдя в число лауреатов уже в 1994 г., мы попали в компьютерную базу данных конкурса, получив возможность быть приглашёнными всюду. О нас узнали в мире, нам стали поступать приглашения. Одно из них - на конкурс в Финляндию в августе 1999 г. - мы приняли. Возрастной ценз его участников - до двадцати лет, и там наши старшие возьмут своё. А в Дебрецен, где хоровые фестивали проводятся раз в четыре года, мы, Бог даст, поедем снова ... за первым местом.
Беседовала Ирина Маслова
"Жуковские вести", № 29, 22 июля 1998 г.